О МЕДИАЦИИ

«НИЖЕГОРОДКА»

Медиация как социально-правовой институт современного российского общества: особенности формирования и развития

С.В. Соловьева

Высокий уровень социальной напряженности и конфликтности в современном российском обществе, обострение межнациональных отношений, загруженность судебной системы стимулируют поиск вариантов достижения социального согласия.

Одним из таких инструментов выступает медиация, как социально-правовой институт. По мнению В.А. Бесединой, социально-правовые институты — система социальных образований, наделенных для решения поставленных перед ними задач по развитию социума одновременно социальными и правовыми функциями, которые тесно взаимосвязаны[1].

С 01 января 2011 г. в Российской Федерации действует ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации)[2]. Достаточно большой массив иных законодательных актов федерального, регионального уровня свидетельствует о становлении медиации в России как правового института.

Государство рассматривает использование этого метода и на долгосрочную перспективу в соответствии с концепциями развития судебной системы, семейной политики, страховой деятельности, финансового рынка, восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, образовательного пространства, уголовно-исполнительной сферы, нотариата. Для российской действительности в медиации имеется огромный потенциал для развития и повышения уровня социального согласия.

Но, несмотря на законодательное закрепление процедуры медиации, в России процесс ее внедрения в практику идет достаточно медленно, преодолевая трудности и отторжение.

Со стороны юридического сообщества «в адрес» Закона о медиации часто можно слышать мнения о его несовершенстве, отсутствии четко определенной сферы правового регулирования, отсутствии предельных показателей стоимости услуг медиаторов (видимо, в отношении иных представителей юридической профессии такие расценки установлены законодательно), запрет медиатору оказывать юридическую, консультативную и иную помощь. И, самое главное, отсутствие норм, определяющих порядок проведения процедуры медиации. Такая некомпетентность в сфере медиации не способствует ее распространению в обществе. Все это свидетельствует о необходимости обучения представителей юридических профессий основам медиации, особенностям данного метода и процедуры, так как именно они являются проводниками ее в социум в силу своих профессиональных компетенций. Искаженное представление о медиации, отсутствие собственного опыта применения медиативных технологий приводит к игнорированию этого способа разрешения юридических споров.

Для того, чтобы медиация стала эффективным правовым институтом в России, необходим комплексный подход, включающий не только развитие медиационных техник в профессиональной юридической деятельности и интеграции ее в судейскую систему, но и развитие частной модели медиации.

В настоящее время принят и вступил в силу профессиональный стандарт медиатора. Помимо этого, необходимость владения медиативными навыками предусмотрена еще в нескольких профессиональных стандартах и подзаконных актах, определяющих систему профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различных сфер деятельности (работников жилищно-коммунальной сферы, органов опеки и попечительства, работников образовательных учреждений, конфликтологов, политологов, руководителей акционерных обществ, государственных гражданских служащих и военнослужащих). На это необходимо время и наличие специалистов-медиаторов, тренеров медиаторов, чтобы квалифицированно «донести» все преимущества этого способа разрешения конфликтов.

Становление частной медиации в России затруднено отсутствием пока необходимого количества профессиональных медиаторов и трудностями вхождения в профессию. Речь идет о развитии эмоционального интеллекта специалистов, как компоненты «базовой позиции медиатора», умении взаимодействовать с другими, невзирая на конфликты, умении сохранять нейтральную позицию, постоянном процессе рефлексии себя, умении слушать, слышать и понимать людей, находящихся в зоне боли и конфликта.

О становлении медиации как социального института в России говорить еще рано. Образование и развитие любого социального института предусматривает наличие особой культурной среды, системы ценностей, этических норм, образцов поведения и деятельности. Медиация предполагает активное участие самих спорящих сторон в разрешении своего конфликта, принятие ответственности за сложившуюся ситуацию и самостоятельный процесс выработки решения, удовлетворяющего интересы как той, так и другой стороны. К сожалению, эти аспекты медиации пока что не получили должного воплощения в российском обществе.

Сами спорящие стороны не готовы взять ответственность на себя за свою собственную жизнь и «бесконфликтное» общение. Как показывает практика, часто основанием для отказа от процедуры медиации становиться информация о разделении ответственности. Медиатор отвечает за проведение процедуры и за сопровождение сторон в рамках медиации, а ответственность за конфликт передается их собственникам. Такая информация пугает российских граждан, они еще не готовы сами отвечать за то, что оказались в конфликтной ситуации. Привычки, поведение в конфликте, отношение к своему оппоненту закрепились в стереотипном поведении на протяжении многовековой истории. Конструктивные способы взаимодействия не являются пока еще распространенными в современной культуре отношений.

В заключении хотелось бы процитировать: «Российская реальность, конечно же, сложна для вхождения в нее медиации. Прямохождение человек осваивает чуть больше года, речь – около трех лет, слово — всю жизнь. Сколько же времени пройдет, пока медиация как метод разрешения конфликтов распространится в полной невзгод и конфликтов российской реальности? В той реальности, где «заказать» дешевле, чем «разрулить»? Хотя, заметим, что исторически русская культура всегда была склонна к развитию естественно складывающихся социальных – а не правовых! – механизмов регулирования конфликтов. Так что где-то в глубине медиация и Россия – подходят друг другу»[3].

Список литературы:

1. Беседина В.А. Социально-правовые институты современного российского общества: особенности формирования и развития//http://cheloveknauka.com/sotsialno-pravovye-instituty... Дата обращения: 01.09.2017.

2. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» ото 27 июля 2010 г. //СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

3. Мета Г., Похмелкина Г. «Медиация – искусство разрешать конфликты». – М.: Издательство «VERTE», 2004.

×

Заказать звонок



КНОПКА
СВЯЗИ